Уважаемые дамы и господа!
Результатом продолжительной борьбы гагаузского народа за своё национальное самоопределение стало принятие Парламентом РМ 23 декабря 1994 года закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Это судьбоносное решение положило начало новому этапу в истории гагаузского народа - этапу самостоятельного решения вопросов политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения автономии. Принятие этого закона позволило закончить противостояние на юге Молдовы и показало всей мировой общественности пример решения конфликта демократическим, парламентским, мирным путём.
Большую роль в этом сыграли Совет Европы, ОБСЕ, послы Турции, США и России, за что мы выражаем им огромную благодарность.
Наше государство признало право гагаузского народа на самоопределение и возложило на нас всю полноту ответственности за судьбу нашей маленькой Родины в составе единого молдавского государства. Мы убедились, что завоёванное право называться народом, право на самостоятельность в определении судьбы нашего народа, право на всестороннюю поддержку в мире - великое, но трудное дело, святое и справедливое стремление всех народов.
Конституция РМ и закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» устанавливает, что Гагаузия - это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, являющееся составной и неделимой частью Республики Молдова, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Конституции РМ решает вопросы политического, экономического и культурного характера в интересах всего населения.
Основным законом Гагаузии является Уложение, которое обладает исключительной юридической силой на всей территории Гагаузии. В соответствии с Уложением, территория Гагаузии используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Гагаузии.
Система органов публичной власти в Гагаузии основана на принципах разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны и функционируют во взаимодействии.
Гагаузия, являясь хранителем национальной культуры, историко-культурного наследия гагаузского народа, гарантирует их сохранение и развитие для настоящего и будущих поколений.
Гагаузия имеет свою символику: флаг, герб и гимн, которые применяются наряду с государственной символикой РМ.
Административным центром, то есть столицей АТО Гагаузия является город Комрат.
Официальными языками в Гагаузии являются гагаузский, молдавский и русский языки.
Представительным и законодательным органом Гагаузии является Народное Собрание Гагаузии, которое состоит из 35 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на срок четыре года.
Для обеспечения деятельности Народного Собрания Гагаузии избираются председатель, его заместители. Президиум Народного Собрания и постоянные комиссии.
Высшим должностным лицом Гагаузии является Башкан. Ему подчиняются все органы публичного управления Гагаузии. Башкан Гагаузии является гарантом выполнения Уложения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Башкан Гагаузии представляет автономию на территории РМ и в международных. отношениях.
Башкан Гагаузии Указом Президента РМ утверждается членом Правительства РМ. Башкан Гагаузии осуществляет руководство деятельностью органов публичного управления и несёт ответственность за осуществление полномочий, возложенных на него законодательством.
Постоянно действующим исполнительным органом власти Гагаузии является Исполнительный Комитет, который создается Народным Собранием Гагаузии. Председателем Исполнительного Комитета является Башкан Гагаузии.
Разрешите назвать несколько цифр, характеризующих Гагаузию.
АТО Гагаузия находится на юге РМ. Территория Гагаузии составляет 1,85 тыс.кв.м., численность населения - 170 тыс. человек, в том числе 78,7% гагаузов, 5,5% болгар, 5,4 % молдован, 5% русских, 4% украинцев, а также представителей других национальностей.
В составе Гагаузии 3 района (Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский), 4 города (Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты и Конгаз) и 28 сельских населенных пунктов.
На долю Гагаузии в рамках РМ приходится 5,5% территории, 4,4 % населения, 5,8% сельскохозяйственных угодий. Плотность населения около 86 человек на кв.км. В расчёте на 1 жителя автономии приходится 0,93 га земли или в 1,24 раза больше, чем в среднем по республике.
Уважаемые дамы и господа!
В заключении хочу проинформировать вас о результатах выборов депутатов Народного Собрания Гагаузии, состоявшихся 16 и 30 марта 2008 года.
В соответствии с Уложением и местным законом «О выборах в Народное Собрание Гагаузии» дата выборов была назначена постановлением Народного Собрания Гагаузии. Этим же постановлением была утверждена Центральная избирательная комиссия Гагаузии, в состав которой вошли 9 человек: 3 от Народного Собрания Гагаузии, 3 от Исполкома и 3 представителя от судебных инстанций Гагаузии.
Центральная избирательная комиссия в установленные законодательством сроки зарегистрировала 161 кандидата в депутаты Народного Собрания Гагаузии по 35 одномандатным избирательным округам. В течение избирательного периода 6 кандидатов сняли свои кандидатуры. Таким образом, в избирательной борьбе приняли участие 77 независимых кандидатов и 78 кандидатов от 10 политических партий и общественно-политических движений.
В выборах приняли участие 64% избирателей. В ходе первого тура голосования, состоявшегося 16 марта, было избрано 18 депутатов Народного Собрания Гагаузии. Остальные 17 депутатов были избраны в ходе второго тура голосования - 30 марта 2008 года.
Из 35 избранных депутатов 10 являются представителями партии коммунистов РМ, 2 - представители демократической партии Молдовы, 2 - представители общественно-политического движения «Равноправие» и 21 - независимые депутаты, четверо депутатов поддерживают линию правящей партии, троих партия коммунистов поддержала на выборах.
По оценкам международных и местных наблюдателей, организация и проведение выборов в Народное Собрание Гагаузии за некоторыми исключениями, проходили в соответствии с действующим законодательством АТО Гагаузия, а действия членов ЦИК были компетентными и прозрачными.
В то же время наблюдатели выразили озабоченность в связи со следующими отрицательными аспектами хода избирательного процесса:
1. необоснованное вмешательство представителей исполнительной власти в избирательный процесс в день голосования.
2. содействие со стороны местных политических субъектов в регистрации независимых кандидатов.
3. отсутствие прозрачности финансирования кандидатов на выборах, а также расходов, понесенных ими в целях предвыборной агитации;
4. отсутствие равных условий для всех кандидатов на выборах;
5. недостаточный уровень подготовки некоторых чиновников избирательных комиссий.
Кроме того, по мнению наблюдателей, некоторые избирательные участки были недостаточно просторными, а урны для голосования совершенно прозрачными, что поставило под угрозу обеспечение тайны голосования.
Среди незначительных нарушений, которые, по мнению наблюдателей, не способны оказать влияние на результаты выборов, можно отметить следующие: нахождение в кабинах для голосования одновременно двух избирателей, чаще всего пожилых людей: случаи агитации в день голосования; организованная доставка избирателей на участки для голосования с использованием транспортных средств; выдача бюллетеней для голосования при предъявлении документов с истекшим сроком действия и пр.
Необходимо отметить, что результаты выборов еще не подтверждены соответствующей судебной инстанцией, поэтому возможны некоторые изменения итогов выборов, так как некоторые кандидаты в депутаты подали исковые заявления в апелляционную палату с требованием признать состоявшиеся выборы на их округах недействительными.
Вместе с тем, уже идут консультации между избранными депутатами и политическими группами о формировании руководящих органов Народного Собрания Гагаузии IV созыва.
Спасибо за внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий