понедельник, 18 ноября 2013 г.

16-Е ЗАСЕДАНИЕ НСГ



15 ноября 2013 г. состоялось очередное 16-е пленарное заседание Народного Собрания Гагаузии, в работе которого приняли участие 30 депутатов, некоторые члены Исполкома Гагаузии и другие приглашенные лица.
После детального обсуждения повестки дня сессии, предложенной Президиумом гагаузского парламента, народные избранники внесли в нее два дополнительных вопроса: О проведении консультативного референдума на территории автономии по внешнеполитическому вектору развития Молдовы и о вывешивании флага Содружества Независимых Государств на территории Гагаузии.

Законотворческая деятельность

Александр Тарнавский, заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии представил на рассмотрение своих коллег четыре законопроекта.
Проект Закона АТО Гагаузия «Об инвестициях» был разработан в соответствии с планом законотворческой деятельности постоянной  комиссии по экономической политике, привлечению инвестиций, бюджету, финансам и региональному развитию в целях реализации норм законодательства Гагаузии, регулирующих инвестиционную деятельность.
Принятие закона позволит создать условия для увеличения объема инвестиций в приоритетные отрасли экономики Гагаузии, их поощрение и защиту, предоставить равные гарантии иностранным и отечественным инвесторам,  предупредить барьеры, препятствующие инвестиционной деятельности, придать импульс социально-экономическому развитию Гагаузии.
Законопроект регламентирует принципы осуществления инвестиций; разрешение инвестиционных споров; специальные положения об иностранных инвесторах и иностранных инвестициях; обязанности органов публичной власти в области инвестиционной деятельности; льготы, предоставляемые Гагаузией, субъектам инвестиционной деятельности; гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций.
Александр Тарнавский, выступая перед своими коллегами, отметил, что данная законодательная инициатива еще в марте текущего года была направлена в Исполком Гагаузии для дачи заключения. Однако Исполком пока не представил свое заключение, поэтому он предложил принять закон в первом чтении, а после внесения предложений и замечаний Исполкомом, рассмотреть законопроект во втором чтении.
Народное Собрание согласилось с этим предложением и проголосовало за принятие законопроекта в первом чтении.
Проект Закона «О сборе за вывоз отходов», представлен комиссией по экономической политике, привлечению инвестиций, бюджету, финансам и региональному развитию в целях реализации норм законодательства Гагаузии, регулирующих финансовую деятельность.
Законодательная инициатива предусматривает, что сбор за вывоз отходов станет единым платежом за эту услугу для всего населения и станет альтернативой нынешней системы, когда платные услуги населению за вывоз отходов осуществляются, как правило, муниципальными предприятиями, на основании заключенных договоров.
Александр Тарнавский подчеркнул, что уровень заключения договоров в автономии является очень низким (менее 50%), что приводит к невозможности охвата услугами по вывозу отходов всего населения соответствующего населенного пункта. Из-за этого появляются несанкционированные мусорные свалки, что отрицательно сказывается на экологической ситуации. Более того, настоящее положение дел в коммунальном хозяйстве по этому вопросу является несправедливым по отношению к добропорядочным гражданам, которые оплачивают услуги по вывозу отходов, в отличие от других граждан, которые тоже производят бытовые отходы, но не оплачивают эти услуги, перекладывая ответственность на государство.
Принятие данного закона позволит урегулировать все эти вопросы, улучшить качество публичных услуг в сфере коммунального хозяйства, обеспечить справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками, улучшить экологическую ситуацию в населенных пунктах.
Законопроект определяет субъекты и объекты налогообложения, налогооблагаемую базу; ставки, порядок исчисления и уплаты сбора за вывоз отходов; льготы по уплате сбора за вывоз отходов; регламентирует администрирование сбора за вывоз отходов.
Проект Закона АТО Гагаузия «О сборе за вывоз отходов» принят в первом чтении.
Представляя народным избранникам законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон АТО Гагаузия «О предпринимательском патенте», Александр Тарнавский отметил, что он разработан управлением экономического развития, торговли, сферы услуг и внешнеэкономических связей совместно с управлением государственного налогового администрирования и финансового контроля Гагаузии.
Целью внесения изменений и дополнений в действующий закон является устранение разногласий, существующих в законодательстве Гагаузии и Молдовы, регламентирующем осуществление отдельных видов деятельности при упрощенной системе регистрации, налогообложения,  учета и отчетности на основе использования предпринимательского патента, а также уточнение отдельных правовых норм.
Проект закона обеспечивает патентообладателю право на социальные и медицинские гарантии: минимальную пенсию, пособие на погребение, квалифицированную медицинскую помощь.
Принятие закона приведет к дополнительным поступлениям в бюджет государственного медицинского и социального страхования, даст возможность узаконить бюджетным учреждениям закупку мяса и молока, позволит производителям мяса и молока реализовать продукцию без нарушений действующего законодательства.
Внесение изменений в ставки по некоторым позициям продиктовано тем, что с момента принятия данного закона (т.е. с 2006 г.) ставки не пересматривались, хотя значительно изменился уровень оплаты труда и механизм налогообложения.
Вице-спикер гагаузского парламента заявил, что учитывая значимость данного законопроекта, Народное Собрание провело специальные слушания по нему с участием многих заинтересованных лиц.
Выслушав предложения предпринимателей, профильная комиссия НСГ внесла некоторые изменения в законопроект Исполкома. В частности по объему лимита годового оборота патентообладателей; освобождению некоторых мелких категорий патентообладателей от предоставления документов, подтверждающих уплату взносов государственного социального страхования и т.д.
Депутаты согласились с этими изменениями и приняли закон в первом чтении.
Приступая к рассмотрению очередного вопроса повестки дня « О  Законе « О внесении изменений и дополнений в Закон АТО Гагаузия «Об Исполнительном Комитете Гагаузии», Александр Тарнавский подчеркнул, что данный закон ранее был принят Народным Собранием, но Башкан его не промульгировал. Поэтому, в соответствии с решением Президиума НСГ, этот вопрос включен в повестку дня сессии с целью преодоления «вето» Башкана, для чего необходима поддержка 2/3 депутатов.
Докладчик разъяснил позицию Президиума НСГ, которая заключается в том, что законопроект был разработан в целях более справедливого распределения гуманитарной помощи и других материальных и финансовых ресурсов, и предусматривает, что Исполком Гагаузии:
- осуществляет разработку стратегий, прогнозов и программ капитальных вложений, в том числе осуществление проектных работ; строительство, содержание и модернизацию дорог; программ в области окружающей среды; программ использования рабочей силы и их реализацию после утверждения Народным Собранием Гагаузии;
- разрабатывает и представляет для утверждения Народному Собранию Гагаузии проекты нормативных документов, связанных с порядком использования специальных фондов, грантовых средств, гуманитарной помощи, других внебюджетных материально-денежных ресурсов.
Народное Собрание путем открытого голосования преодолело «вето» Башкана. Закон вступит в силу после опубликования.
Иван Бургуджи, председатель комиссии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ, представил Народному Собранию для рассмотрения два законопроекта и две законодательные инициативы в Парламент Республики Молдова.
Проект Закона «О молодежном парламенте Гагаузии» разработан юридической комиссией НСГ в целях совершенствования законодательства в области молодежной политики.
Однако, в ходе его обсуждения, мнения депутатов разошлись, и за него проголосовало всего лишь 16 народных избранников, чего не достаточно для принятия.
Некоторые депутаты (Р. Тютин, Г. Лейчу) высказали свои опасения и предположили, что данный закон предлагается принять в интересах всего лишь одной общественной молодежной организации. Они призвали своих коллег заблокировать принятие этого закона.
Другой законопроект – «Об отзыве депутата Народного Собрания Гагаузии», предложенный для принятия юридической комиссией нашел полную поддержку законодателей и был принят в первом чтении единогласно.
Законопроект направлен на установление правовых, организационных, финансовых и информационных основ для реализации права граждан на отзыв депутата Народного Собрания Гагаузии. Кроме того, Народное Собрание Гагаузии, как высший представительный орган автономии может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и реализации на практике права отзыва избирателями своих выборных лиц.
Целью принятия закона об отзыве депутата Народного Собрания Гагаузии является обеспечение реализации народом Гагаузии его конституционных прав и принципа народовластия, а также способствование усилению безусловной ответственности депутата перед избравшим его населением.
Инициирование процедуры отзыва в отношении конкретного депутата не может быть произвольным решением.  Поэтому в законопроекте сформулирован исчерпывающий перечень оснований для отзыва депутата. К ним относятся:
- невыполнение депутатских полномочий;
- утрата доверия избирателей;
- совершение действий, порочащих звание депутата и наносящих ущерб престижу Народного Собрания и Гагаузии в целом.
Законопроектом устанавливаются гарантии для депутата, в отношении которого начата процедура отзыва. Ему предоставляется возможность разъяснить свою позицию по вопросу его отзыва не только после назначения голосования по отзыву, но и на стадии возбуждения указанного вопроса на собрании инициативной группы граждан.
Далее председатель юридической комиссии НСГ предложил Народному Собранию рассмотреть проект законодательной инициативы в Парламент Республики Молдова о внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах.
Она направлена на изменение избирательной системы Республики Молдова, так как действующая ее законодательная база не обеспечивает гагаузскому народу представительства в высшем законодательном органе страны и его политического участия в управлении государством.
Право на политическое участие является конституционным правом гагаузского этнического меньшинства в Республике Молдова, которое закреплено в статье 39 Конституции и неразрывно связано с основными принципами демократии, главной функцией которой является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране.
Предлагаемые изменения республиканской избирательной системы нацелены на создание правового механизма, обеспечивающего представительство АТО Гагаузия в высшем законодательном органе Республики Молдова путем создания пяти одномандатных избирательных округов на территории Гагаузии, для избрания населением Гагаузии на основе мажоритарного голосования пяти депутатов – по одному от каждого округа.
Гагаузия в Республике Молдова представлена территориально и по численности гагаузского народа около пяти процентов, поэтому вполне обоснованным является требование  на избрание не менее 5 из 101 депутатов населением Гагаузии в одномандатных округах.
Целью законопроекта является облегчить вовлечение гагаузского национального меньшинства в общегосударственную жизнь, позволяя им при этом сохранить свою самобытность, свои особенности и способствуя тем самым надлежащему управлению и обеспечению целостности государства.
Одним из способов обеспечения участия гагаузского национального меньшинства в политической жизни страны является данная инициатива изменения избирательной системы Республики Молдова по выборам в Парламент, обеспечивая ее представительство и влияние.
Настоящая законодательная инициатива соответствует Конституции Республики Молдова и международным принципам государств-участников ОБСЕ в этой области и будет способствовать дальнейшей демократизации молдавского общества, удовлетворению интересов гагаузского национального меньшинства и дальнейшему укреплению единства и консолидации молдавского общества.
Законодательная инициатива нашла полную поддержку депутатского корпуса и была принята единогласно.
Другая законодательная инициатива в Парламент Республики Молдова («О внесении дополнений в Закон РМ «Об утверждении Единого классификатора государственных должностей»), представленная юридической комиссией НСГ на рассмотрение гагаузского парламента, разработана Управлением  экономического развития, торговли и сферы услуг Гагаузии.
Она разработана с целью конкретизации перечня государственных должностей и создания основ для оплаты труда государственных служащих АТО Гагаузия.
В Едином классификаторе государственных должностей РМ, предложения, представленные органами власти Гагаузии не были рассмотрены и не изучены, а должности служащих в Счетной палате Гагаузии не предусмотрены. В связи с этим сложилась ситуация, когда сотрудникам Счетной палаты Гагаузии нет законного основания для согласования штатного расписания в Государственной канцелярии РМ и начисления заработной платы. Кроме того, возникла необходимость включения в Единый классификатор ряда государственных должностей, действующих на территории Гагаузии. А представленный законопроект позволяет конкретизировать перечень государственных должностей в АТО Гагаузия, создать правовые основы для обеспечения оплаты труда государственных служащих, структура которых имеет отличительные особенности в силу статуса АТО Гагаузия и не может быть унифицирована наряду с другими административно-территориальными единицами и центральными органами власти Республики Молдова.
Внесение предлагаемых изменений позволит создать законное основание для сохранения работникам структурных подразделений АТО Гагаузия статуса государственного служащего, поведения процедуры согласования штатных расписаний в Государственной канцелярии РМ и применения для них Закона «О системе оплаты труда государственных служащих».
Законодательная инициатива единогласно одобрена Народным Собранием Гагаузии и будет направлена для рассмотрения в Парламент РМ.
Григорий Морар, председатель комиссии по экономической политике, привлечению инвестиций, бюджету, финансам и региональному развитию, представил на рассмотрение Народного Собрания проект Закона АТО Гагаузия «О бюджете на 2014 год» в первом чтении.
Законопроект предусматривает принятие бездефицитного бюджета АТО Гагаузия по доходам в сумме 392 701,1 тыс. леев, по расходам в сумме 392 701,1 тыс. леев.
Выступая перед народными избранниками, вице-спикер гагаузского парламента Александр Тарнавский обратил внимание своих коллег на предложения комиссии по внесению изменений в некоторые статьи законопроекта. Речь идет о пересмотре структуры Исполнительного Комитета Гагаузии и районных администраций, и соответственно их финансирования; изменении суммы государственных трансфертов, пересмотре объемов ассигнований на спортивные мероприятия; изменения расходной части бюджета за счет переходящих остатков; выделении средств на капитальные вложения, для содержания пожарных служб, определения источника финансирования предполагаемых референдумов и т.д.
Однако все эти изменения и дополнения будут обсуждаться при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Поэтому Председатель Народного Собрания Гагаузии Дмитрий Константинов вынес законопроект на голосование, и он был в целом одобрен депутатским корпусом в первом чтении.

О вотуме доверия Исполкому Гагаузии

По данному вопросу повестки дня спикер гагаузского парламента Дмитрий Константинов предоставил слово своему первому заместителю Демьяну Карасени.
Господин Д. Карасени проинформировал законодателей о том, что Башкан Гагаузии г-н М. Формузал обратился в Народное Собрание с заявлением о вотуме доверия Исполнительному Комитету Гагаузии, утвержденному гагаузским парламентом 10 июля 2013 года.
В своем обращении Глава (Башкан) Гагаузии отмечает, что на последнем заседании Народного Собрания Гагаузии, ряд депутатов озвучили предложение отправить в отставку Исполком Гагаузии. «В сложившейся ситуации, необходимо дать объективную оценку работе Исполнительного Комитета Гагаузии», - требует руководитель исполнительной власти автономии.
В ходе обсуждения данного вопроса депутаты Г. Лейчу, И. Бургуджи, Д. Карасени и некоторые другие возмущались тем, что Башкан инициировав обсуждение вотума доверия возглавляемому им Исполнительному Комитету, отсутствует на пленарном заседании, чем выражает неуважение не только к депутатскому корпусу, но и к членам Исполкома Гагаузии.  Звучали требования объяснений Главой Гагаузии о причинах того, что он считает Состав «Исполкома Народного Согласия» не профессиональным. Башкана обвинили в безразличии к судьбе своей команды, в преднамеренном обострении политической ситуации в автономии.
Итогом обсуждения данного вопроса стало голосование народных избранников, в результате которого большинством депутатских голосов Исполнительному Комитету Гагаузии выражено недоверие. Таким образом, Исполком Гагаузии отправлен в отставку.
В соответствии с действующим законодательством, члены Исполкома будут исполнять свои обязанности до утверждения нового состава Исполнительного Комитета Гагаузии.

Короткой строкой

Народное Собрание Гагаузии:
- определило дату проведения референдума на территории Гагаузии – 2 февраля 2014 года. О том, какие вопросы будут включены для всенародного голосования, депутаты обсудят на специальном заседании в ближайшее время. Предполагается, что избирателям будет предложено проголосовать за определение внешнеполитического вектора развития страны, за новую редакцию Уложения Гагаузии и по вопросу об отложенном статусе Гагаузии;
- решило разработать законопроект о вывешивании флагов международных организаций (в том числе Содружества Независимых Государств) и принять этот закон в ближайшее время;
- приняло Постановление «О выделении финансовых средств из резервного фонда Народного Собрания Гагаузии».

Комментариев нет: