СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НСГ
27 ноября 2013 года, по
инициативе Дмитрия Константинова, Председателя Народного Собрания Гагаузии,
и в соответствии с решением Президиума
законодательного органа автономии, состоялось специальное заседание гагаузского
парламента.
Президиум предложил Народному
Собранию обсудить пять вопросов повестки дня. Однако, по предложению спикера
вопрос «О ходе исполнения Постановления Народного Собрания Гагаузии «Об
отстранении от должности Главы Гагаузии г-на М.М. Формузала» от 15.11.2013г.
был снят с повестки дня в связи с тем, что суд Комрата принял решение о
приостановлении исполнения данного постановления.
По первому вопросу «О передаче
публичной собственности государства в публичную собственность АТО Гагаузия» с
докладом выступил заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии
Александр Тарнавский.
В Постановлении, принятом по
этому вопросу, Народное Собрание обратилось с просьбой к Правительству
Республики Молдова передать неиспользуемое помещение столовой педагогического
колледжа им. М. Чакира из публичной собственности государства в публичную
собственность Гагаузии. Принятие этого решения продиктовано тем
обстоятельством, что здание столовой педколледжа не используется в
производственном процессе на протяжении многих лет, и может быть использовано
для Комратского Дома творчества, финансирование которого осуществляется из
центрального бюджета автономии.
В настоящее время, по причине
отсутствия собственного здания, занятия с учащимися проводятся в
приспособленных помещениях детского сада №9, расположенного вдали от центра
города, что создает неудобства для посещения детьми Дома творчества.
После проведения капитальной
реконструкции здания столовой, там могут быть размещены районные публичные
учреждения – Дом творчества и Художественная школа, которая расположена в
помещениях детского сада №5 мун. Комрат.
Кроме того, в Комрате ощущается
острая необходимость в обеспечении населения свободными местами в дошкольных
учреждениях, и освобождение помещений детских садов помогло бы разрешить данную
проблему.
Представляя депутатскому корпусу
очередной вопрос повестки дня «О назначении и проведении в один день
законодательного и консультативного референдумов АТО Гагаузия», докладчик –
председатель комиссии по юридическим вопросам, правам человека, законности,
правопорядку, информационной политике и СМИ Иван Бургуджи, обосновал
необходимость проведения этих плебисцитов.
В частности, Народное Собрание
решило провести 2 февраля 2014 года законодательный референдум, и предложить избирателям
автономии о том, принять Закон «Об
отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение», позволяющий
народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае
изменения статуса Республики Молдова как независимого государства.
Принятие этого закона
продиктовано тем, что в последнее время ряд политических партий и движений, в
том числе и Либеральная партия Молдовы, в своих программных документах,
зарегистрированных в министерстве юстиции Республики Молдова, зафиксировали своими
основными целями и задачами ликвидацию независимого молдавского государства и
включение его в состав государства Румыния. Судебные инстанции Республики
Молдова, показывая образец «демократичности молдавской Фемиды», своими
антиконституционными решениями, обязывают органы государственного управления
Республики Молдова регистрировать программные документы подобных политических формирований
страны.
Помимо того, Посол Румынии в
Молдове г-н Мариус Лазуркэ активно агитировал
граждан Молдовы учувствовать в выборах румынских органов власти. Мало
того, избирательные участки в Молдове открываются не только в учреждениях
Румынского посольства, но и в общеобразовательных школах, в других общественных учреждениях страны.
Кандидаты в румынский Парламент в
своих агитационных выступлениях перед
гражданами на территории Республики Молдова, в своих агитационных плакатах и
баннерах, вывешиваемых на улицах Кишинева, обещают некие «особые права для
Бессарабии», фактически игнорируя само существование нынешнего суверенного
независимого молдавского государства. Их не смущает, что «Бессарабия» была в те
времена, когда Молдова входила в состав Российской империи, а потом, с 1918 по 1940 г.г., находилась в составе королевской Румынии,
против воли основной массы его населения, поскольку референдума о ликвидации
Демократической Республики Молдова (ДРМ) и согласия вхождения её территории в
состав королевской Румынии в 1918 году не было. А прокатившаяся волна восстаний
против произведенной оккупации была
жестоко подавлена военной силой королевской Румынией.
Сейчас такого территориального
образования, как Бессарабия - нет, но румынским кандидатам нет дела до этого,
поскольку генеральный примар Кишинева
Дорин Киртоакэ разрешает это делать и
официально агитирует за них.
Все остальные представители
власти – парламент, правительство, президентура, СИБ, МВД, прокуратура, не
реагируют на подобные антиконституционные призывы и деяния, ведущие к
ликвидации независимого молдавского государства.
Еще одним наглядным примером тому
являются непрекращающиеся марши унионистов, требующих ликвидации молдавского
государства и включения её в состав румынского государства. Румыния
отказывается официально признавать границы независимого молдавского государства
и подписывать с Республикой Молдова договор
о границе. По сути, даже поверхностный анализ
декларации о независимости Республики Молдова свидетельствует, что в нем зафиксировано, что
Молдова - это территория Республики Румыния, и она должна войти туда обратно.
В настоящее время 36 депутатов румынского
Парламента подписали инициативу, инициировав законопроект по объединению с
Молдовой в целях стимулирования «процесса объединения» с Республикой Молдова.
Данный документ основан на
предложениях унионистской платформы Actiunea 2012, собравшей в 20-миллионной
Республике Румыния 117 тысяч подписей в поддержку политики, направленной на
присоединение к стране территории Бессарабии.
Все это может привести к тому,
что в одно прекрасное утро мы можем проснуться и неожиданно для себя,
обнаружить, что Гагаузия, вместе со всей Молдовой находится в составе Великой
Румынии.
В целях недопущения подобного
развития сценария событий для гагаузского народа и всей Гагаузии в целом,
постоянная комиссия Народного Собрания Гагаузии по юридическим вопросам, правам
человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ считает
целесообразным и необходимым воспользоваться своими полномочиями и правами,
предусмотренными в законе Республики Молдова №344-XIII от 23.12.1994г. «Об
особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», в Уложении Гагаузии (Гагауз Ери).
Согласно части 4 статьи 1 закона
Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и статьи 7 Уложения Гагаузии (Гагауз Ери) «в случае изменения статуса Республики
Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее
самоопределение».
И. Бургуджи подчеркнул, что в сложившейся
ситуации постоянная комиссия Народного Собрания Гагаузии по юридическим
вопросам, правам человека, законности, правопорядку, СМИ и информационной
политике, исходя из необходимости реального обеспечения права народа Гагаузии
на внешнее самоопределение, связанного с возможностью изменения статуса
Республики Молдова как независимого государства и будучи уверенными в том, что:
Республика Молдова обязана
сохранять свой статус независимого и нейтрального государства, члена
Организации Объединенных Наций;
выражая озабоченность открытой
государственной политикой соседнего государства Республики Румыния,
направленной на фактическое поглощение Республики Молдова, при явном
попустительстве и поддержке высших должностных лиц и государственных органов
страны, осуществляющих реализацию своей части плана «процесса объединения румынских государств»;
осознавая ответственность за
будущее Гагаузии и отсутствие юридических гарантий обеспечения и реализации
права народа Гагаузии на внешнее самоопределение, вытекающее из статуса
автономии;
признавая, что единственным
источником власти, носителем политической и экономической самостоятельности
Гагаузии является ее многонациональный народ, воля которого может
осуществляться через органы публичной власти либо непосредственно путем
референдума;
на основании статьи 1
Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной
Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и ратифицированного Республикой Молдова
Постановлением Парламента №217-XII от 28
июля 1990 года, предписывающей, что все народы имеют право на самоопределение;
а также части (4) статьи 1 Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе
Гагаузии (Гагауз Ери), статей 3, 7 и 51 Уложения; частями (1) и (3) статьи 3,
пунктами б) и в) статьи 6 Закона АТО Гагаузия «О Референдуме»; считает
возможным и необходимым провести на территории Гагаузии законодательный
референдум «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение».
Одновременно следует подчеркнуть,
что принятие прилагаемого законопроекта
народом Гагаузии посредством плебисцита никоим образом не является актом каких-либо сепаратистских
веяний, поскольку ст.4 законопроекта четко предусматривает, что «Настоящий
закон вступает в силу со дня его опубликования в официальном бюллетене Гагаузии
EKSPRES-KANON по результатам всенародного голосования на Референдуме Гагаузии,
и реализуется только лишь в случае изменения статуса Республики Молдова как
независимого государства».
Принятием данного законопроекта
Гагаузия фактически становится своеобразным якорем сохранения независимого и
нейтрального государства. Пока сама Республика Молдова не изменит свой статус
независимого государства, - данный законопроект не вступит в стадию реализации.
Поэтому молдавская политическая элита должна все сделать, чтобы сохранить
независимое и нейтральное молдавское государство, чтобы данный законопроект не
обрел юридических последствий.
В этот же день, в соответствии с
решением Народного Собрания, в Гагаузии будет проведен консультативный
референдум по вопросу о внешнеполитическом векторе развития Республики Молдова,
в ходе которого избиратели автономии выскажут свои предпочтения относительно
вступления Молдовы в таможенный союз
ЕврАзЭС, или вступления в Европейский Союз.
Согласно пункту b) части (2)
статьи 12 Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии
(Гагауз Ери)» №344-XIII от 23 декабря 1994 года, а также пункту 5) ст.51
Уложения (Основного закона) Гагаузии (Гагауз Ери), к компетенции Народного
Собрания Гагаузии относится участие в
осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам,
касающимся интересов Гагаузии.
В соответствии с нормами
Конституции Республики Молдова национальный суверенитет принадлежит народу
Республики Молдова, осуществляющему его как прямым образом, так и посредством
представительных органов. Именно народу
Республики Молдова принадлежит приоритетное право принимать решения по
важнейшим вопросам развития государства и молдавского общества. Безусловно,
вопрос интеграции страны в международные организации относится к указанным
проблемам и нуждается в консультации с обществом, поэтому реализовать свое
право на непосредственное участие в управлении публичными делами, выразить свою волю относительно курса
внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, граждане Республики
Молдова, проживающие на территории АТО Гагаузия, могут посредством проведения консультативного или
законодательного референдумов Гагаузии. Очевидно, что депутаты Народного
Собрания Гагаузии, прежде чем высказаться по данному вопросу должны узнать
мнение народа Гагаузии.
Поэтому постоянная комиссия
Народного Собрания Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека,
законности, правопорядку, информационной политике и СМИ считает обоснованным и
правомерным проведение консультативного референдума Гагаузиии и выяснить
предпочтения избирателей относительно Вступления Молдовы в Таможенный союз ЕврАзЭС,
или вступления в Европейский Союз.
Постоянная комиссия Народного Собрания
Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку,
информационной политике и СМИ отмечает, что в Народное Собрание Гагаузии
поступила инициатива о проведении консультативного референдума 30.11.2012 года
от фракции ПКРМ:
«Согласны ли Вы уполномочить
Народное Собрание Гагаузии ходатайствовать Парламенту Республики Молдова с
требованием провести республиканский законодательный референдум о присоединении
РМ к Таможенному союзу Россия, Беларусь, Казахстан». Но учитывая, что предложенный ими вариант проведения
консультативного референдума заведомо противоречил логике и смыслу проведения
подобного референдума, поскольку подобным правом депутаты НСГ обладают согласно
закону, постоянная комиссия Народного Собрания Гагаузии по юридическим
вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и
СМИ отклонила данный вопрос, и предложила фракции ПКРМ представить вопрос,
соответствующий закону, для вынесения на плебисцит. Однако по сей день, в
комиссию не поступило предложение от фракции ПКРМ.
В мае 2013 года группа депутатов Народного
Собрания Гагаузии также инициировала вопрос о проведении консультативного
референдума об определении курса Республики Молдова по развитию
внешнеполитического вектора и одновременного проведения законодательного
референдума по принятию закона «Об отложенном статусе внешнего самоопределения
народа Гагаузии», в соответствии с требованиями ч.4) ст.1 закона Республики
Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) от 23 декабря 1994
года и ст.7 Уложения (Основного закона) Гагаузии, а также статьи 1
Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной
ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и ратифицированного Республикой Молдова
Постановлением Парламента №217-XII от 28
июля 1990 года, предусматривающей, что все народы имеют право на
самоопределение.
Кроме
того, постоянная комиссия Народного Собрания Гагаузии по юридическим
вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и
СМИ отмечает, что инициатива проведения консультативного референдума Гагаузии
поступила и от граждан Гагаузии, которые собрали более 6(шести) тысяч подписей,
с требованием провести референдум Гагаузии, на котором они бы смогли
высказать свое мнение о желаемом ими проведении курса вектора
внешнеполитического развития Республики Молдова.
01 октября 2013 Глава Гагаузии М.Формузал
направил в Народное Собрание Гагаузии в качестве законодательной
инициативы постановление №1 «О
проведении на территории АТО Гагаузия консультативного референдума», на который
предложил вынести три вопроса.
Постоянная комиссия Народного
Собрания Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека, законности,
правопорядку, информационной политике и СМИ рассмотрев и проанализировав все
имеющиеся материалы, подготовила вопросы
на референдум Гагаузии и вынесла их для утверждения депутатами НСГ, а
все остальные материалы, направленные в постоянную комиссию в качестве законодательной инициативы были
отклонены.
Выступившие депутаты Ф. Гагауз,
С. Чимпоеш, Р. Тютин, И. Топал, Г. Лейчу, Д. Константинов, Д. Карасени, А.
Тарнавский, В. Петриогло, Н. Шошева поддержали инициативу о проведении в Гагаузии законодательного и
консультативного референдумов, и путем поименного голосования Народное Собрание
приняло соответствующие Постановления, которые будут опубликованы в печати в
полном объеме.
Необходимо отметить, что принятие
этих важнейших решений депутаты сопроводили дружными аплодисментами.
Далее первый заместитель
Председателя Народного Собрания Гагаузии Демьян Карасени предложил сформировать
Центральную избирательную комиссию по организации и проведению законодательного
и консультативного референдумов в АТО Гагаузия.
В соответствии с действующим
законодательством депутаты проголосовали
за кандидатов в члены Центральной избирательной комиссии от Народного Собрания
Гагаузии, и утвердили персональный состав ЦИК по организации и проведению
законодательного и консультативного референдумов в Гагаузии. В состав ЦИК вошли
по три представителя от Народного Собрания Гагаузии, Башкана Гагаузии и
судебных инстанций автономии.
PS. В этот же день, по инициативе
Председателя Народного Собрания Гагаузии Дмитрия Константинова, состоялось
организационное заседание Центральной избирательной комиссии по организации и
проведению законодательного и консультативного референдумов в АТО Гагаузия.
Председателем
ЦИК избран Султ Г.Г., магистр права, заведующий кафедрой публичного права
Комратского государственного университета; заместителем председателя ЦИК – Кара В.И.,
главный специалист по юридическим вопросам администрации Чадыр-Лунгского
района; секретарем ЦИК – Коваленко Я.В.,
заместитель начальника юридического управления Народного Собрания Гагаузии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий