17 декабря 2013 года в соответствии с решением Президиума Народного
Собрания Гагаузии состоялось очередное 17-е пленарное заседание гагаузского
парламента.
Утвердив повестку дня сессии, депутаты приступили к ее
рассмотрению.
Законотворческая деятельность
По первому вопросу повестки дня «О проекте Закона АТО
Гагаузия «О внесении изменений и дополнений в Уложение Гагаузии (Гагауз Ери)» с
докладом выступил Иван Бургуджи, председатель комиссии по юридическим вопросам,
правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ.
Целью данного законопроекта является, с одной стороны,
приведение норм Уложения Гагаузии в соответствие с осуществленными изменениями
и дополнениями в Законе Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии
(Гагауз Ери)», а, с другой стороны, создание конституционного механизма,
направленного на образование особой конституционной инстанции Гагаузии –
Трибунала Уложения Гагаузии, независимого от любой другой публичной власти,
главной задачей которого должна являться проверка на соответствие нормам
Уложения Гагаузии всех нижестоящих нормативных актов АТО Гагаузия.
Необходимость принятия закона о внесении изменений и
дополнений в Уложение Гагаузии так же обусловлена тем, что до сих пор не
проработан механизм толкования норм законов и нормативных актов Гагаузии, что
способствует неадекватным действиям некоторых политиков Гагаузии, трактующих
положения законодательных актов Гагаузии в пользу своей компетенции, что в свою
очередь приводит к возникновению политических кризисов и дестабилизации
общественно-политической ситуации в Гагаузии.
С принятием предлагаемых изменений и дополнений в Уложение
Гагаузии и Закона АТО Гагаузия «О Трибунале Уложения Гагаузии (Гагауз Ери)»
появится гарантия верховенства Уложения Гагаузии как главного закона на
территории АТО Гагаузия. Создание Трибунала Уложения Гагаузии позволит
рассматривать все принимаемые законодательные акты Народного Собрания и
Исполкома Гагаузии на их соответствие нормам Уложения Гагаузии, Закону
Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и
функционированию органов власти и управления АТО Гагаузия строго в рамках
правового поля.
Обсудив данный законопроект, Народное Собрание проголосовало
за его принятие во втором чтении. Ввиду исключительной важности этого законопроекта, его обсуждение будет
продолжено рабочими органами гагаузского парламента, и он будет вынесен для
финального рассмотрения и принятия на одном из ближайших пленарных заседаний.
Приступая к рассмотрению второго вопроса повестки дня «О
проекте Избирательного кодекса Гагаузии, председатель профильной комиссии Иван
Бургуджи заявил, что подготовка проекта Избирательного кодекса была начата еще
четвертым созывом Народного Собрания Гагаузии при участии экспертов ОБСЕ и
общественной организации ADEPT.
Законопроект был опубликован на официальном сайте Народного Собрания и активно
обсуждался в ходе «круглых столов» и на других мероприятиях при участии
депутатов, членов Исполкома, экспертов, юристов и широкого круга
общественности.
Принятие Кодекса продиктовано в целях практической
реализации как индивидуальных прав граждан Республики Молдова, проживающих на
территории Гагаузии, так и коллективных прав гагаузского народа, закрепленных в
нормах Конституции Республики Молдова, Уложения Гагаузии и Закона РМ «Об особом
правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Кодекс гарантирует населению Гагаузии
свободное волеизъявление при голосовании на выборах, референдумах и отзывах
путем закрепления демократических принципов и норм избирательного права.
Кодекс устанавливает порядок организации и проведения
выборов депутатов Народного Собрания Гагаузии, Главы (Башкана) Гагаузии,
органов местного публичного управления, депутатов местных органов власти, их
отзыве, а также организации и проведения всенародных референдумов и местных
референдумов АТО Гагаузия.
Обсудив проект Избирательного кодекса Гагаузии, Народное
Собрание приняло его в первом чтении.
Профильная комиссия планирует организовать открытые слушания
по обсуждению проекта Кодекса, и с учетом поступающих предложений и замечаний,
он будет вынесен для рассмотрения в гагаузском парламенте во втором чтении.
Заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии
Александр Тарнавский вынес на рассмотрение народными избранниками проект Закона
АТО Гагаузия «О бюджете на 2014 год», который ранее был принят законодателями в
первом чтении.
Народное Собрание рассмотрело законопроект постатейно,
подробно обсудив те статьи, в которых существуют разногласия между Исполкомом и
профильной комиссией гагаузского парламента.
В отличие от предложенного Исполкомом Гагаузии
законопроекта, предусматривающего принятие бездефицитного бюджета, Народное
Собрание поддержало решение постоянной комиссии по экономической политике,
привлечению инвестиций, бюджету, финансам и региональному развитию, и утвердило
бюджет АТО Гагаузия по доходам в сумме 396 224,7 тыс. леев, по расходам в
сумме 399 168,7 тыс. леев, с покрытием дефицита в сумме 2 944,0 тыс.
леев за счет средств, полученных от продажи и приватизации имущества публичной
собственности.
Таким образом, были изысканы дополнительные средства в
расходной части центрального бюджета для утверждения и финансирования Фонда
возмещения в сумме 2 944,0 тыс. леев, средства которого будут направляться
для оплаты контрибуций при реализации грантовых проектов в населенных пунктах
Гагаузии.
Кроме того, Народное Собрание установило, что переходящие
остатки на счетах центрального и районных бюджетов на начало бюджетного года и
образовавшиеся реальные источники дополнительных расходов от превышения доходов
и перераспределения утвержденных расходов, в процессе исполнения бюджетов,
направляются согласно следующим приоритетам:
- на содержание тринадцати пожарных автомашин в населенных
пунктах Гагаузии;
- на капитальные вложения, связанные с оплатой технического
проекта по водоснабжению с. Кириет-Лунга;
- на капитальные инвестиции, связанные с капитальной
реконструкцией трех Домов культуры в Комратском, Чадыр-Лунгском и Вулканештском
районах;
- на погашение кредиторской задолженности.
После детального обсуждения проекта Закона АТО Гагаузия «О
бюджете на 2014 год», в котором приняли участие депутаты Д. Константинов, Д.
Карасени, Н. Киор, Г. Лейчу, И. Бургуджи, И. Топал, И. Узун, Р. Тютин, А.
Топал, З. Митул, В. Петриогло, В. Петриоглу, Н. Драган, Г. Морар, Н. Шошева, П.
Гроссу, И. Каража, Народное Собрание Гагаузии приняло закон во втором и
третьем, финальном чтениях.
Закон «О бюджете на 2014 год» будет опубликован после
подписания Башканом Гагаузии.
Вице-спикер Народного Собрания Александр Тарнавский также
представил на рассмотрение своих коллег проект Закона АТО Гагаузия «О сборе за
вывоз отходов» во втором чтении, который был принят в окончательной редакции.
Данный закон устанавливает юридические, организационные и
финансовые основы, а также порядок и условия оплаты сбора за вывоз отходов
физическими лицами на территории административно-территориальных единиц
Гагаузии.
Виталий Кюркчу, и.о. начальника Управления экономического
развития, торговли и сферы услуг Гагаузии представил на рассмотрение гагаузского
парламента проект Закона АТО Гагаузия «О внесении изменений и дополнений в
Закон АТО Гагаузия «О предпринимательском патенте», который ранее был
рассмотрен Народным Собранием в первом чтении.
Необходимо отметить, что ранее профильная комиссия гагаузского
парламента провела открытые слушания по обсуждению данного законопроекта, в
ходе которых заинтересованные лица внесли свои предложения и замечания. С
учетом этих предложений комиссия предложила внести некоторые изменения в
законопроект. В частности были
внесены изменения по объему лимита годового оборота патентообладателей;
освобождению некоторых мелких категорий патентообладателей от предоставления
документов, подтверждающих уплату взносов государственного социального
страхования, увеличения размера прилавков, стеллажей, витрин, на которых
осуществляется выкладка товара для реализации патентообладателем и т.д.
В результате
постатейного обсуждения законопроекта, Народное Собрание приняло его во втором,
финальном чтении.
Представляя законопроект о
внесении изменений и дополнений в бюджет Гагаузии на 2013 год, заместитель
Председателя Народного Собрания Гагаузии Александр Тарнавский заявил, что существующие разногласия между позицией
руководства гагаузского парламента и Исполкома Гагаузии в таких вопросах, как
финансирование Управления внешних экономических связей и местной публичной
власти и выделение денежных средств для погашения задолженности по заработной
плате работникам Вулканештской районной администрации и сотрудникам газеты
«Панорама», устранены.
Народные избранники согласились
с предлагаемыми изменениями и дополнениями в бюджет 2013 года и приняли закон
единогласно. Текст закона будет опубликован в печати.
Александр Тарнавский также
предложил депутатскому корпусу внести изменения в Закон АТО Гагаузия «О
персональных пособиях за особые заслуги перед Гагаузией». В соответствии с
этими изменениями, право на персональное пособие будут иметь не только лица,
принимавшие активное участие в становлении Гагаузии, но и Герои
Социалистического Труда СССР, участвовавшие в формировании
социально-экономического потенциала Гагаузии.
Народное Собрание согласилось с
предложенными поправками, и приняло соответствующий закон.
Вице-спикер гагаузского
парламента Александр Тарнавский представил на рассмотрение депутатов
законодательную инициативу Народного Собрания Гагаузии в Парламент Республики
Молдова о внесении дополнения в статью 22 Закона РМ «О размере, порядке и
сроках уплаты взносов обязательного медицинского страхования».
В случае принятия Парламентом
Молдовы предлагаемого закона, патентообладатели получат возможность уплаты
взноса обязательного медицинского страхования в виде фиксированной суммы не
только единовременно и в полном объеме, но и в размере не менее 1/12 этой суммы
ежемесячно, по аналогии с взносами индивидуального социального страхования. Это
позволит предпринимателям осуществлять свои расходы постепенно, по мере
поступления доходов, накопление которых в данном виде бизнеса, зачастую носит
сезонный характер.
Народные избранники поддержали эту законодательную инициативу, и
приняли соответствующее постановление.
О референдумах Гагаузии
Председатель постоянной комиссии
НСГ по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной
политике и СМИ Иван Бургуджи выступил с докладом по очередному вопросу повестки
дня – «О ходе исполнения постановлений Народного Собрания Гагаузии «О
проведении законодательного референдума АТО Гагаузия «Об отложенном статусе
народа Гагаузии на внешнее самоопределение» и «О проведении консультативного
референдума АТО Гагаузия».
Докладчик предложил внести
некоторые изменения в выше названные постановления. Народные избранники
согласились с этими предложениями и приняли соответствующее постановление.
Так, в проекте Закона АТО
Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение»,
статья 1 изложена в новой редакции: «изменение статуса Республики Молдова как
независимого государства влечет образование на территории компактного проживания
гагаузского народа (АТО Гагаузия) независимого государства Гагаузия,
являющегося актом реализации права народа Гагаузии на внешнее самоопределение».
В постановление Народного
Собрания Гагаузии «О проведении консультативного референдума АТО Гагаузия» внесены
следующие изменения:
вопрос 1) в пункте 2 изложен в
следующей редакции:
«1) Одобряете ли Вы курс
внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление
в Таможенный союз (Россия-Белоруссия-Казахстан)?»
Варианты ответов – «да», «нет».
Кроме того Иван Бургуджи заявил,
что Территориальное бюро Комрат Государственной канцелярии обратилось с исковым
заявлением в Административный суд Комрат с просьбой отменить постановления
Народного Собрания Гагаузии «О проведении законодательного референдума АТО
Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение» и
«О проведении консультативного референдума АТО Гагаузия».
Суд рассмотрел это исковое
заявление и приостановил исполнение постановлений Народного Собрания Гагаузии.
Решение суда вызвало негодование
депутатов Народного Собрания Гагаузии и законодательный орган Гагаузии, по
предложению депутата И. Бургуджи, обсудил проект специального Заявления по поводу
препятствования проведению референдумов Гагаузии 2 февраля 2014 года.
В ходе обсуждения данного
вопроса депутаты Д. Константинов, Д. Карасени,
С. Чимпоеш, А. Топал, И. Топал, И. Узун, Г. Лейчу, Р. Тютин, З. Митул,
Н. Киор и другие резко осудили решение Комратского суда, а также политику
центральных властей страны и правящих политических партий, направленную на
ликвидацию независимости молдавского государства и объединения Республики
Молдова с Румынией.
Звучали предложения не принимать
во внимание решение суда, и обязательно провести намеченные референдумы; перевести
Управление внутренних дел под юрисдикцию Гагаузии; рассмотреть вопрос о
возобновлении деятельности сил самообороны Гагаузии; выехать всем депутатским
корпусом в Кишинев и отстоять интересы Гагаузии; принимать решительные меры в
рамках действующего законодательства; настойчиво требовать неукоснительного
соблюдения Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери); обязать
все органы региональной и местной власти Гагаузии оказывать действенную помощь
избирательным органам в организации проведения законодательного и
консультативного референдумов и т.д.
Подробно обсудив данный вопрос,
народные избранники приняли Заявление Народного Собрания Гагаузии о
препятствовании в проведении референдумов в Гагаузии, назначенных на 02 февраля
2014 года; обязали Исполком Гагаузии, депутатов НСГ, примаров и советников
населенных пунктов оказывать избирательным органам действенную помощь и
содействие в организации проведения законодательного и консультативного
референдумов; проводить с населением автономии разъяснительную работу,
организовывая сходы граждан, собрания коллективов, круглые столы, дебаты во
всех населенных пунктах Гагаузии.
Текст Заявления НСГ будет
опубликован в печати.
О реформе в системе здравоохранения
Народное Собрание Гагаузии заслушало информацию начальника
Управления здравоохранения и социальной защиты населения Ивана Виеру о приказе
Министерства здравоохранения Республики Молдова № 1215 от 29.10.2013г. «Об
организации и функционировании региональной службы оказания ургентной
медицинской помощи и интенсивной терапии детям» и о создании на территории АТО
Гагаузия единого центра службы ургентного реагирования.
Данный вопрос повестки дня также вызвал бурную негативную
реакцию народных избранников.
И. Виеру отметил, что данный приказ был издан в соответствии
с меморандумом соглашения между Министерством здравоохранения РМ и швейцарским
агентством развития и кооперирования в части проекта «Регионализация ургентной
педиатрической службы и интенсивной терапии в РМ».
В соответствии с данным приказом районная больница г. Кагул
становится региональной службой ургентной медицинской помощи и интенсивной
терапии для детей второго уровня, а районные больницы Гагаузии – районными
службами ургентной медицинской помощи и интенсивной терапии для детей первого
уровня. Третий уровень – Республиканская служба ургентной медицинской службы и
интенсивной терапии для детей – Институт матери и ребенка.
До настоящего времени районные больницы Гагаузии оказывали
медицинскую помощь первого и второго уровней, а при необходимости направляли
пациентов на третий уровень, в республиканские учреждения.
В исполнение приказа пациенты должны будут переводиться для
лечения в районную больницу г. Кагул (на второй уровень), затем, при
необходимости, на третий уровень в г. Кишинев, что займет дополнительное время.
И. Виеру заявил, что существующая в настоящее время система,
вполне приемлема для лечебных учреждений Гагаузии. А при необходимости, в связи
с особым правовым статусом АТО Гагаузия, можно создать региональную структуру
ургентных служб в автономии. Он привел существенные доводы в пользу этого
предложения:
- благоприятное расположение территории Гагаузии к дорожным
магистралям;
- хорошее состояние дорог;
- хорошая инфраструктура;
- обеспеченность профессиональными кадрами;
- обеспеченность медицинской аппаратурой;
- развитая сеть частной медицины и фармацевтики;
- оптимальное расстояние до населенных пунктов;
- функционирование трех официальных языков в Гагаузии.
Заслушав и обсудив информацию начальника Управления
здравоохранения и социальной защиты населения, Народное Собрание приняло ее к
сведению и создало комиссию для решения вопроса о создании на территории АТО
Гагаузия единого центра службы ургентного реагирования.
В состав комиссии вошли представители Народного Собрания и
Исполкома Гагаузии.
Принятое постановление НСГ по данному вопросу будет
опубликовано в печати.
Короткой строкой
Народное Собрание Гагаузии:
- внесло изменения в состав Центральной избирательной
комиссии по проведению законодательного и консультативного референдумов
Гагаузии;
- приняло решение о выделении финансовых средств из
Резервного фонда Народного Собрания Гагаузии;
- утвердило отчет Управления финансов Гагаузии об исполнении
бюджета АТО Гагаузия за 9 месяцев 2013 года;
- утвердило структуру Исполнительного Комитета Гагаузии;
- представило Зеленскую Ирину Сергеевну для назначения на
должность начальника Управления юстиции Гагаузии.
В связи с отсутствием Башкана Гагаузии Михаила Формузала на
сессии, Народное Собрание прервало свое заседание. Утверждение персонального
состава Исполнительного Комитета Гагаузии перенесено на 20 декабря 2013 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий